2012-06-20

Восстановление речи после инсульта

Как на реабилитации помогут вернуть речь

Большинству людей, которые перенесли инсульт, требуется речевая реабилитация. И если восстановление движений лучше всего происходит в первые месяцы реабилитации, то восстановлением речи эффективно заниматься как в ранний, так и поздний периоды после инсульта. Это оправдано при двух видах нарушений речи: афазии и дизартрии.

  • Текст: медицинский редактор, невролог Ксения Петрова.*

Признаки афазии

Афазия возникает, когда у человека произошел инсульт в области мозга, которая отвечает за понимание речи. Афазия делится на несколько видов в зависимости от того, какая речевая способность у человека пострадала: разговорная речь, понимание обращенной речи, чтение или письмо. Общие признаки для всех видов афазии:

  • Человек испытывает трудности при назывании распространённых предметов;
  • Использует одно слово или слог в любых ситуациях общения;
  • Путает правильный порядок слов;
  • Теряет способность грамматически верно выражать свои мысли. (Например, хочет сказать: «Птица села на ветку», а вместо этого получается: «Ветка птица села»);
  • Путает сходные по артикуляции звуки;
  • Не понимает речь других людей и не может повторить фразу;
  • Использует нецензурную лексику.

Афазия затрагивает каждого третьего человека, который перенес инсульт. У большинства людей с легкой афазией при занятиях с логопедом нарушения речи проходят в течение года. Но нет доказательств того, что восстановление речи останавливается через какое-то время после инсульта даже у людей с тяжелой афазией.

Признаки дизартрии

При дизартрии человеку трудно говорить из-за того, что в мозге пострадала зона контроля за мышцами рта и гортани. Признаки дизартрии могут различаться в зависимости от места и степени поражения мозга. Самые частые из них:

  • У человека с дизартрией ослаблены мышцы языка, челюсти, губ и глотки, и из-за этого во время разговора им трудно координировать дыхание и речь: человек делает частые и быстрые вдохи;
  • Человек нечетко произносит согласные звуки, искажает гласные;
  • Голос становится ниже и тише, чем до инсульта, более напряженный, резкий и сдавленный;
  • Замедляется скорость речи;
  • У некоторых людей появляется гнусавость;
  • Часто дизартрии сопутствует нарушение глотания;

Дизартрия возникает у 41% людей, которые перенесли инсульт. У половины из них она проходит в течение трех месяцев.

Реабилитация речи после инсульта

Основные принципы восстановления речи:

  • Раннее начало. Некоторые исследования показали, что чем раньше начать речевую реабилитацию, тем эффективнее будет восстановление от последствий инсульта в целом.

  • Занятия с логопедом. Специалиста стоит подключать как можно раньше: он не только поможет начать восстанавливать речь, но и обучит человека альтернативным способам коммуникации, если общаться напрямую сложно. После легкого инсульта речь может восстанавливаться быстро, но в определенный момент наступает порог, который человеку будет сложно переступить без помощи логопеда, чтобы восстановить речь до исходного уровня. Поэтому его помощь будет полезна всем.

  • Работа в группах. В группе люди с нарушением речи могут опробовать свои коммуникативные навыки в комфортной обстановке. Участники могут практиковаться в том, чтобы начать разговор, говорить по очереди, прояснять недоразумения и фиксировать достижения.

  • Использование компьютерных программ. Использование компьютерных технологий может быть полезным для самостоятельной реабилитации речи, но не заменит занятия с логопедом.

«Занятие должно длиться столько, сколько человек выдерживает. Отправная точка обычно — 45 минут и 3 дня в неделю. Затем частоту, длительность и программу занятий нужно регулярно пересматривать или сверять с логопедом, если пациент занимается дома», — рассказывает Андрей Хакимов, врач-реабилитолог.

После проведения диагностических тестов специалист устанавливает, какие именно аспекты речи у человека нарушены, а дальше их тренирует.
Специалист ставит цели для пациента и помогает достичь их с помощью упражнений. Логопед может читать короткие тексты вместе с пациентом, предложить пациенту записывать слова по буквам, показывать предметные картинки и раскладывать под ними подписи, записывать имена близких людей и названия городов.

Примеры целей:

  • Восстановление простейших речевых конструкций;
  • Понимание ситуативной речи;
  • Увеличение словарного запаса;
  • Объяснение функциональных значений предметов;
  • Понимание и выполнение речевых инструкций (например, взять стакан, поднять руку, отодвинуть тетрадь);
  • Восстановление базовых навыков письменной речи (пациент должен заполнить короткую анкету о себе);
  • Расширение объема слухоречевой памяти (пациент должен запоминать адреса и номера телефонов, пересказывать рассказы).

Логопед Кристина Скаченко рассказывает, как специалисты ставят цели и отслеживают прогресс. «Если мы говорим про асимметрию лица, то мы делаем фото человека на первом занятии, затем пациент занимаемся логопедическим упражнениями, проводим массаж, и в день выезда из центра делаем контрольное фото. В таком случае, для пациента, который приезжает на 21 день мы ставим цель: у пациента уменьшится асимметрия лица (фотоконтроль).

Из сложных целей: человеку с моторной афазией, который не может выражать свои мысли и выполнять артикуляционные пробы, мы ставим цель: через 21 день пациент будет делать одно из трех артикуляционных упражнений. Цель звучит просто, но добиться ее тяжело».

Уход за пациентами с нарушением речи

Неспособность выражать свои мысли и понимать других — большой стресс для любого человека. Проблемы с речью могут расстраивать и быть причиной депрессивных состояний. Поэтому постарайтесь относиться к ситуации с пониманием и соблюдать несколько правил во время общения:

  • Избегайте сложных слов и длинных предложений;
  • Говорите чётко и медленно;
  • Постарайтесь говорить так, чтобы человек видел ваше лицо и губы;
  • Используйте карточки с изображением предметов, чтобы человеку было легче вас понять;
  • Не торопите человека с ответом: после инсульта реакция может быть замедленной в несколько раз.
  • Если вас не поняли с первого раза, попытайтесь сказать это снова. Не требуйте реакции и не раздражайтесь, если человек не может ответить на ваш вопрос.

«Родственникам не стоит браться за восстановление речи своих близких без помощи логопеда. Они не владеют речевыми методиками, не могут верно поставить логопедический диагноз. Поставить диагноз — это самое важное: он отражает понимание того, как у человека нарушена речь и помогает понять над чем нужно работать, какие упражнения подбирать. Например, родственники часто дают человеку с нарушением речи алфавит. Но у него может быть сенсорная афазия, при которой он не понимает, что написано, или буквенная агнозия, когда он не может вспомнить названия букв — человек будет просто нервничать и речь восстанавливаться не будет», — считает логопед Кристина Скаченко.

Команда логопедов в клинике «Три сестры» занимается реабилитацией любых нарушений речи после инсульта как в раннем, так и в позднем периоде. Специалисты также помогут в восстановлении голоса, дыхания и глотания, которые часто сопутствуют речевым нарушениям.

Начните реабилитацию
Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.

Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.

Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных