Во что поиграть человеку с ограниченными возможностями

Делимся подборкой компьютерных игр для людей с разными возможностям и рассказываем, как можно адаптировать для себя игровую среду.

Снижен слух

Большинство современных игр уже имеют субтитры и визуальные подсказки. Хороши проекты, где звук не несет решающей информации.

Пример: Celeste. Современная игра в стиле пиксель-арта. Главная героиня хочет забраться на вершину горы Селеста, и для этого ей нужно преодолеть немало трудностей. Чтобы пройти испытания больше важна реакция, а не слух. Это не только игра, но и интересная история о депрессии и тревоге.

Совет: если человек хочет поиграть в игру, где звук важен, обращайте внимание на настройку «visual cues» — это визуальные подсказки: стрелки, подсветка и вспышки, которые заменяют или усиливают звук и помогают ориентироваться в игре. Ищите их в меню «Специальные возможности», реже — «Интерфейс» или «Звук».

Например, в игре Minecraft (Java Edition) можно включить визуальное отображение всех звуков: путь Options → Music & Sounds → Show Subtitles (в русской версии — «Субтитры: Вкл»). При этом внизу справа появляется черный блок с текстовыми названиями ближайших звуков и стрелками направления источника.

Снижено зрение

Подойдут игры с озвучкой интерфейса, навигацией по звуку, крупным шрифтом и высоким контрастом. Хороши проекты, где можно играть на слух или включить голосовые подсказки.

Пример: The Vale: Shadow of the Crown. Аудиоприключение без визуала: пространство, опасности и цели подаются через пространственный звук и речь. Вы играете за принцессу Александру, слепую от рождения. Ее отправили управлять дальним укреплением, но во время дороги на ее караван напали. После этого она пытается вернуться домой через долину, где находит друзей и раскрывает тайны семьи.

Совет: если у человека снижено зрение — включайте опцию «озвучивание интерфейса», увеличивайте размер текста, ставьте выше контрастность. Где это возможно, используйте навигацию по звуку и виброотклик, если играете с джойстиком — так легче ориентироваться без зрительных деталей.

Снижены когнитивные функции

Подойдут игры без спешки и таймеров, с понятными шагами и в которых можно поставить паузу и сохраниться в любой момент. Чем больше крупных подсказок и простых целей, тем легче играть и не уставать.

Пример: Unpacking. Это медитативная игра-пазл про распаковку вещей после переезда. Сложных задач нет: вы открываете коробки и раскладываете предметы по комнатам, а с каждым уровнем все яснее становится история героини. Нет и таймеров, зато отлично тренируется внимание к мелочам и зрительная память.

Совет: исследования не подтверждают эффективности специализированных программ для тренировки когнитивных функций (а еще они скучные — прим. ред.). Поэтому подойдут обычные, но не сложные игры. Играйте короткими сессиями по 10–20 минут. Включите крупный интерфейс, и оконный режим без рамки и увеличьте масштаб — так легче попадать по предметам. Если устаете, делайте перерывы и продолжайте с того же места — прогресс сохраняется автоматически.

Если одна рука слабая

Подойдут игры с простым или пошаговым управлением, где можно поставить паузу и переназначать кнопки. Удобно, когда есть авто-бег/прицел, «удержание → переключение», крупные элементы интерфейса и возможность играть мышью/одним стиком. Из железа помогают: PlayStation Access Controller, Xbox Adaptive Controller (с крупными кнопками/педалями), трекболы и мини-клавиатуры под большой палец.

Пример: Slay the Spire 1 и 2. Пошаговая карточная игра, про восхождение по башне. Игрок использует колоды карт, чтобы выполнять действия в бою. По ходу игры колоду можно совершенствовать. Цель — дойти до вершины и победить босса. В игру можно играть одной рукой, достаточно мыши или трекбола. Для комфорта включите оконный режим без рамки и увеличьте масштаб интерфейса чтобы было меньше промахов. Можно добавить пару горячих клавиш под большой палец на самой мыши.

Совет: включите в функцию «залипание клавиш»: тогда, чтобы выполнить действие, которое требует одновременного нажатия клавиш, можно выполнять поочередным нажатием. Например, Ctr+C можно будет нажимать поочередно, сначала Ctr, а потом С. Также можно включить «Фильтрацию нажатий», тогда будет меньше случайных двойных кликов.

Играть с помощью рук сложно

Помогают альтернативные способы управления: адаптивные контроллеры с крупными кнопками и педалями, джойстики, управляемые дыханием, айтрекеры, голосовое управление. Выбирайте игры, где можно полностью переназначить управление и включить автопилот: например, автоматические поворот, газ, тормоз, прицел.

Пример: Forza Horizon 5. Гонка для приставки Xbox и PC. Включайте в настройках автоматическую коробку — и игра сама переключает передачи. Вам остаются газ, тормоз и повороты. В этом помогут адаптивные геймпады: газ и тормоз можно вынести на педали или большие кнопки, поворот — оставить на стике или подключить через трекинг головы, айрекер или VR-шлем. В результате играть можно совсем без участия рук.

Совет: Если в руках снижена сила или развилась спастика — можно использовать их в игре и при необходимости включить режим «сопилота», он есть во многих гонках: подключайте второй геймпад, которым управляет напарник, и договаривайтесь, кто за какие функции отвечает. Например, второй пилот может взять на себя только повороты.

Возможны движения только головой

Подойдут игры, где обзор камеры контролируется поворотом головы, а сама игра не требует быстрой реакции. Это работает так: камера или датчик улавливает движения головы и смещает взгляд в игре. Лучше выбирать спокойные симуляторы: в них можно настроить помощь в управлении и играть дольше без усталости.

Пример: Euro Truck Simulator 2. Пройти игру помогут несколько девайсов: трекинг головы — веб-камера с программой, например, OpenTrack, или готовый датчик вроде TrackIR помогут управлять поворотами машины. Газом и тормозом можно управлять с помощью головных кнопок, на которые нужно нажимать наклоном головы: вправо — «газ», влево — «тормоз», при этом «газ» не нужно все время удерживать — он включается и дальше действует автопилот.

Совет: начните с калибровки — уменьшите чувствительность, чтобы легкие покачивания головы не срабатывали. Играйте короткими сессиями, делайте паузы. Выбирайте проекты с ассистами: автоматическая коробка, помощь рулевого управления, стабилизация — так управлять проще только головой.

Возможны движения только глазами

Подойдут игры на PC с поддержкой айтрекеров: датчик улавливает движения глаз и превращает взгляд в действие. В этом случае лучше выбирать спокойные игры или те, где можно подключить второго игрока как помощника.

Пример: Before Your Eyes. Короткая история про мальчика Бенни, которого Перевозчик везет к Судье. Вы заново проживаете его жизнь, и делаете выбор, от которого зависит финал истории. Управление происходит морганием и взглядом: моргнули — сцена продвинулась или выбор подтвержден, поэтому иногда нужно держать глаза открытыми, чтобы подольше побыть в моменте. Главное удобство в том, что игре хватает обычной веб-камеры на ПК или смартфоне, отдельного айтрекера не нужно.

Совет: если играете с помощью айтрекера или камеры, сначала откалибруйте их: поставьте удобную задержку срабатывания, обычно это 0,4–0,8 сек, включите крупные цели и высокий контраст. Сядьте прямо, уберите блики на экране, держите одинаковую дистанцию до монитора. Старайтесь делайте перерывы каждые 10–15 минут, чтобы глаза не уставали.

Бонус: как играть силой мысли

Некоторые современные игры теперь можно проходить с помощью интерфейса мозг-компьютер (BCI): легкие датчики ЭЭГ на голове считывают активность, а программа превращает простые сигналы, например, «сосредоточился», «расслабился» в команды игры.

Пример: Fortnite. Это королевская битва: сто игроков падают на остров, буря сужает карту, и побеждает последний выживший. Чтобы играть с помощью BCI в софте гарнитуры нужно задать настройки: «сконцентрировался» = пробел (прыжок), «расслабился» = E (взаимодействие), «движение глаз» = левая кнопка мыши (стрельба). В игре в разделе настроек управления назначаете эти действия на выбранные клавиши.

Совет: начните с двух-трех команд, например, движение вперед, прыжок, взаимодействие. Одновременно включите автоподбор и автооткрытие дверей. Помните, что подобный интерфейс пока нестабилен для динамичных боев: делайте короткие сессии, тестируйте пороги срабатывания и опирайтесь на крупные визуальные подсказки.

На видео пациент нашей клиники Саша Кравченко с синдромом запертого человека играет с помощью BCI в Fortnite
Начните реабилитацию

Мы перезвоним и расскажем о реабилитации всё, что важно в вашей ситуации.

Вы можете позвонить нам сами: +7 495 488-66-89, написать в Вотсап или Телеграм