Восстановление речи после инсульта: эффективные упражнения и методики
Во время общения человек решает серию сложных задач. Когда кто-то задаёт вопрос, мозг должен понять, в чем заключается смысл фразы, принять решение о том, как отвечать, подобрать нужные слова и тональность, а затем уже говорить. Разные участки мозга отвечают за выполнение каждой из этих задач. Трудности во время коммуникации после инсульта зависят от того, какая часть мозга была повреждена.

Какие проблемы с речью могут возникнуть после инсульта
Многие пациенты после инсульта сохраняют ясное мышление, но не могут его выразить в общении. Появляются сложности с названием конкретных слов, с артикуляцией, громкостью голоса, с возможностью поддерживать разговор в естественной беседе.
Афазия
Нарушение способности говорить и понимать речь других людей называется афазией. Такая проблема встречается у каждого третьего пациента после инсульта. Многие люди с афазией также сталкиваются с нарушениями памяти и внимания, с трудом могут планировать свою деятельность, испытывают трудности при усвоении новых навыков и информации.
Признаки речевых нарушений при афазии:
- Пациент с трудом понимает, что говорят другие.
- Не может произнести длинную фразу, только звуки короткие фразы (например, «хочу пить») или отдельные звуки;
- Говорит медленно, с длинными паузами;
- Может пропускать слова или путать порядок слов;
- Застревает на одном слове или звуке и повторяет его много раз;
- Говорит одно слово вместо другого, например, сказать «молоко» вместо «вода», или «да» вместо «нет»;
- Не находит нужное слово, хотя может описать предмет, который хочет назвать;
- Говорит бессмыслицу, не осознавая этого;
- Использует одно слово или слог в любых ситуациях общения (стереотипия речи, речевой эмболизм);
- Может писать, но не понимать смысл написанного.
Специалисты выделяют несколько типов афазии. Их бывает множество, ниже перечислены некоторые типы афазии, наиболее часто встречающиеся после инсульта.
Афазия Брока (выразительная афазия). Люди с такой афазией могут понять многое из того, что сказано, но у них возникают проблемы с выражением мыслей и письмом. Часто афазия Брока cопровождается правым гемипарезом и пероральной апраксией (нарушение осознанных движений губ, языка, щёк, челюсти и других мышц лица).
Афазия Вернике (сенсорная афазия). Речь звучит связно, человек говорит длинные предложения, но смысл сказанного часто не понимает. Может выдумывать новые слова. Иногда это состояние описывают как «словесный салат».
Глобальная афазия. Пациент не говорит и не понимает письменную или разговорную речь, испытывает тяжёлые проблемы в коммуникации.
Амнестическая афазия. Пациент с трудом использует названия конкретных объектов, при этом активно использует глаголы.
Алексия. Люди с этим типом теряют способность читать, понимать написанные слова.
Аграфия. Пациенту сложно правильно писать слова, строить предложения, рисовать буквы.
Если в западном подходе афазию разделяют по зонам мозга и соответствующим симптомам, то в России специалисты используют классификацию Лурии. Она основана на синдромном подходе и рассматривает все речевые нарушения как системные. То есть, специалисты принимают во внимание, что у пациента могут быть сопутствующие моторные и когнитивные проблемы и объединяют их в один синдром.
За афазию могут ошибочно принять следующие диагнозы:
- Метаболическая энцефалопатия или делирий. В таком состоянии пациенту тоже трудно назвать предметы и выполнять команды.
- Тяжёлая депрессия. Речь может быть однотонной, невыразительной, понимание сниженным. Важно, что пациенты с афазией могут также страдать депрессией, эти состояния могут сочетаться.
- Шизофрения. При шизофрении у пациента может быть навязчивая тема, но понимание речи обычно остается сохранным. При афазии же речь бессмысленна, а ошибки случайны.
- Апраксия речи. В таком случае речь медленная, с усилием, с нарушением ритма и артикуляции. При этом оба состояния могут быть у пациента одновременно.
Дизартрия
Человек говорит невнятно, с нарушением чёткости, темпа и интонации. Это происходит из-за ослабления или нарушения контроля над мышцами лица, рта, горла, гортани, языка. Голос может стать тихим и напряжённым. Симптомы наблюдаются у каждого второго пациента после инсульта: у одних пациентов они ярко выражены, у других слабо.
Дизартрия может быть связана с гиперкинезами языка, когда у пациента возникают непроизвольные, чрезмерные движения. Это могут быть дрожание языка, постоянная двигательная активность, спазмы, непроизвольное высовывание языка. Такие непроизвольные движения существенно влияют на коммуникацию, глотание и качество жизни.
Апраксия
Моторное речевое расстройство, которое проявляется медленной, затруднённой речью с нарушением ритма и ошибками в артикуляции. Это состояние бывает трудно отличить от афазии Брока, и часто они встречаются вместе. Вероятно, потому, что анатомические участки мозга, ответственные за эти нарушения, находятся рядом друг с другом. Важно правильно распознать диагноз, так как это может изменить подход к терапии.
Дисфония
Нарушение голосообразования, при котором меняются сила, высота, тембр и звучность голоса. Голос может стать хриплым, осипшим, слабым, дрожащим чрезмерно напряжённым. Если человек не может произнести ни звука, вероятно, у него афония.
Как логопед помогает вернуть речь
Большинство проблем с речью и коммуникацией со временем улучшаются. Чаще всего заметный прогресс бывает в первые 3–6 месяцев после инсульта. При этом восстановление может продолжаться и в течение многих месяцев или даже лет, если заниматься с логопедом.
Логопед работает с пациентом над восстановлением речи, произношения, понимания, письма и чтения, и при необходимости — с дыханием и над восстановлением глотания.
На первых встречах логопед проводит диагностику, а затем составляет индивидуальную программу и ставит цели реабилитации. Специалист учитывает диагноз, степень повреждения, когнитивные особенности и мотивацию пациента.
Примеры целей логопедической реабилитации:
- Через неделю пациент сможет отвечать на закрытые вопросы.
- Через неделю пациент сможет назвать свое имя и фамилию.
- Через две недели недель пациент сможет называть слова, изображенные на карточках, с минимальными подсказками.
- Через три недели пациент будет давать короткий осмысленный ответ на бытовые вопросы.
- Через четыре недели пациент сможет сказать короткую фразу на одном речевом выдохе.
Логопед подбирает упражнения. Это могут быть артикуляционные упражнения, чтобы научиться заново правильно произносить звуки;
лексико-грамматические задания — для восстановления словарного запаса; упражнения на понимание речи: работа с простыми командами, вопросами, рассказами; задания на работу с памятью и мышлением.
Для речи важна не только сила, но и скорость, точность и координация движений. Поэтому логопед уделяет внимание плавности речи, звуковой точности, навыкам управления дыханием и голосом.
Специалист также может выполнять логопедический массаж. Это помогает снять напряжение в мышцах лица, шеи, гортани и ротовой полости, которое может мешать правильной артикуляции и дыханию. Иногда с помощью массажа специалист подготавливает мышцы пациента к упражнениям, делая их более расслабленными и отзывчивыми.
Хотя объективно измерить эффект речевой терапии в научных исследованиях сложно, занятия с логопедом на данный момент считаются самым эффективным подходом.
Доказано, что интенсивность терапии при проблемах с речью и коммуникацией важнее, чем метод, в котором работает логопед.
Почему важна комплексная реабилитация при нарушениях речи
Реабилитация после инсульта должна быть комплексной. Исследования показывают, что тренировка внимания улучшает речь. Пациенты достигают лучших результатов, если терапия направлена одновременно и на улучшение внимания, и на работу с речью. Поэтому может быть полезна помощь нейропсихолога и другие занятия в клинике.
Нейропсихолог также работает с пациентом при подборе альтернативной и дополнительной коммуникации, если вербальная речь полностью или частично утрачена. Специалист совместно с логопедом может оценить способность пациента к восприятию символов, пониманию инструкций, использованию жестов, пиктограмм или коммуникаторов, а также обучает пациента и его близких пользоваться этими средствами.
Нередко у пациентов после инсульта нарушения речи сопровождаются нарушениями глотания. В таком случае с пациентом должен работать не только логопед, но и лечащий врач и помощники по уходу.
У людей после инсульта часто встречается депрессия, которая снижает мотивацию, улучшает внимание и память, а значит, замедляет прогресс в речевой терапии. Поэтому может потребоваться помощь психолога.
В командной работе по восстановлению речи также важна роль эрготерапевта. На занятиях пациент тренирует речь и когнитивные навыки при выполнении бытовых задач. Эрготерапевт помогает закрепить результат, полученный на занятиях с логопедом, внедряя навыки в повседневную жизнь пациента.
Роль близких в восстановлении речи
Важной частью реабилитации считается обучение родственников, чтобы они могли поддерживать пациента в общении и помогали закрепить результат. Например, дома вместе с близкими пациент может выполнять упражнения по инструкциям от логопеда. Также логопед может обучить родственников технике выполнения логопедического массажа.
Иногда родственников пугает, что пациент в период восстановления вдруг начинает использовать обсценную лексику. С чем это связано? Матерная речь находится в глубоких слоях памяти и имеет древнюю структуру. За столетия существования обсценная лексика не изменилась ни морфологически, ни орфоэпически. И если человек теряет возможность свободно говорить на своём языке, он обращается к словам, которые глубоко засели в памяти.
Чем больше пациент тренируется в общении, тем больших результатов получится добиться. И хотя общение после инсульта может быть утомительным, особенно сначала, важно использовать любую возможность для тренировки, но при этом оставлять возможность и для отдыха.
Можно ли полностью восстановить речь
Большинство людей стремятся вернуться к состоянию речи, которое было до инсульта. К сожалению, полное восстановление не всегда возможно. И даже если речь значительно восстановлена, при стрессе и усталости могут возникать трудности.
Восстановление после афазии зависит от того, где и как сильно повреждён мозг. Чем легче была афазия в начале, тем больше шансов на полное восстановление.
На прогноз влияют сохранность звуковой стороны речи, молодой возраст, высокая степень самостоятельности, уровень образования и тип инсульта — восстановление речи при геморрагическом инсульте чаще происходит быстрее, чем при ишемическом инсульте.
Чтобы узнать больше о реабилитации — подпишитесь на канал клиники «Три сестры» в Телеграме.
Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.
Мы изучим случай и перезвоним вам.