2022-06-03

Почему люди жертвуют

Филантропия становится острой потребностью в неспокойные времена. Некоторые из нас готовы пожертвовать последним, другие, даже находясь в более привилегированном положении, не столь отзывчивы. Очевидно, что за мотивацией дарить, донорствовать и помогать стоит целый комплекс психологических предрасположенностей и социальных факторов. Мы решили разобраться с этим вопросом и обратились к исследованиям двух ведущих специалистов в области психологии филантропии — Эдриана Сарджента и Джен Шанг.

Иллюстрация: Александра Дмитриева

*Эдриан Сарджент Доктор наук, директор Institute for Sustainable Philanthropy, ведущий специалист по фандрайзингу.

Джен Шанг доктор наук, первый в мире специалист в области психологии филантропии.*

Исследование Школы филантропии семьи Лилли Университета Индианы показало, что люди с более высоким уровнем образования (со степенью бакалавра или магистра) чаще жертвуют на благотворительность, чем люди с более низким уровнем образования. Так и те, кто зарабатывает больше денег, чаще делают пожертвования. Однако для того, чтобы помощь приносила плоды на нейробиологическом уровне, вовсе не обязательно быть финансово обеспеченным. Длительное исследование, проведенное учеными из Университета Буффало, показало, что такие виды помощи, как выполнение просьб, приготовление еды и уход за детьми, приводят к снижению общего уровня смертности. Главное условие пользы такой благотворительности — «ресурсное состояние». Именно в таком случае она способствует личностному развитию, совершенствует навыки и способности, углубляет понимание социальных проблем.

Джен Шанг считает, что доноры должны иметь не только достаточные средства для пожертвования, но и искренние тягу и интерес к благотворительности. Помимо практических мотивов, побуждающих людей к пожертвованиям или волонтерству, существует набор личностных черт, стимулирующий людей жертвовать другим. Исследователь Стивен Клакстон-Олдфилд в 2010 году провел анализ черт добровольцев хосписа. Результаты его исследования показали, что волонтеры отличались от не-волонтеров по следующим признакам: у них были гораздо выше уровни экстраверсии, открытости и уступчивости. Волонтеры ориентировались на других людей, были готовы к взаимодействию, открыты новому опыту и стремились к позитивным отношениям с окружающими.

Психологи, работающие с темой благотворительности, утверждают, что помимо психологической предрасположенности, существует несколько основных причин, почему люди становятся филантропами или волонтерами. Это, например, уважение к некоммерческим организациям и желание ассоциировать с себя с их деятельностью. Журнал Scientific American отмечает, что большинство людей стремятся быть как можно более щедрыми, а человеческий мозг испытывает более яркую радость от дарения, чем от получения подарков (здесь учитывается и жертвование собственного времени).

Экономическая теория Warm-Glow Giving (дословно можно перевести как «благотворительность теплого настроения») описывает удовлетворение, которое испытывают жертвователи. В основе этого переживания лежат эмоциональный подъем, удовольствие от причастности ко всеобщему «хорошему делу», ощущение себя на «правильной» стороне и наслаждение собственными решениями.

Не каждый даритель благороден

Филантроп — это всего лишь ярлык, который мы используем для описания человека, который «стремится содействовать благополучию других путем щедрого пожертвования денег на благие цели». Благотворительность может иметь разную подоплеку — некоторые дарители искренне заинтересованы в помощи людям, другие — ищут способ быстрого повышения социального статуса или пытаются снизить сумму налогового вычета. Часто пожертвования позволяют скрыть финансовые убытки и социальные проблемы, которые есть у компании-дарителя.

Такова история семьи Саклер: их фармацевтическая империя помогла им стать одной из самых богатых филантропических семей Америки, в честь них названы университеты и концертные залы, включая Смитсоновский музей. Вместе с этим они нажились на опиоидном кризисе в Америке, используя агрессивный маркетинг опиоидного анальгетика оксиконтина. Утаивая такие последствия приема, как высокий риск передозировки, приводящей к летальному исходу, а также развитие толерантности к препарату и стремительно прогрессирующую зависимость, Саклеры смогли “дестигматизировать” опиоидные анальгетики на фармацевтическом рынке США, заняв одну из лидирующих позиций на рынке обезболивающих длительного действия.

В 2007 году их компания согласилась выплатить 635 млн долларов в виде штрафа, что было ничтожно мало по сравнению с тем, насколько прибыльным стал этот препарат. Теперь филантроп и патриарх семьи Ричард Саклер работает над борьбой с опиоидной эпидемией — и зарабатывает на этом деньги — запатентовав новый препарат, помогающий отучить людей от опиоидов.

Пожертвования как элемент рыночной системы

Фонды, работающие с пожертвованиями, активно занимаются изучением психологии дарителей и строят на этом свои маркетинговые стратегии. Одно из наблюдений Эдриана Сарджента состоит в том, что подавляющее большинство волонтеров и благотворителей оставляют филантропическую деятельность после разового акта доброты. Это связано, в первую очередь, с тем, как функционирует наш мозг.

Благотворительная деятельность вызывает нейронную активность в тех областях мозга, которые соотносятся непосредственно с получением удовольствия и вознаграждения. Однако для того, чтобы пожертвования стали регулярными, этого недостаточно.

Сарджент предлагает рассматривать филантропию как услугу или товар. Для того, чтобы клиент (благотворитель) получил удовольствие от подобного «товара» на постоянной основе, должны быть соблюдены следующие параметры: прозрачность, доброжелательность и гарантии. Волонтер или благотворитель должны понимать, как работает структура, которой они помогают финансово или действиями. Во-первых, он должен быть уверен в том, что его средства или действия будут применены максимально эффективно.

Даритель расстается со своими деньгами навсегда, при этом не получая никаких гарантий, что лекарство, на которое он собирает деньги, поможет ребенку. Да, фонд не гарантирует выздоровление ребенка, но гарантирует, что честно отчитается перед дарителем за то, как потрачены его деньги.

Во-вторых, если лекарство помогло и ребенок выздоровел, благотворитель должен понимать, что у него нет особого статуса перед одариваемым. В задачи фонда входит постулировать безвозмездную основу вклада с самого начала отношений с дарителем. Эдриан Сарджент полагает, что для того, чтобы благотворительность была максимально эффективной как для дарителя, так и для получателя, необходимо проводить регулярные психологические тренинги для жертвователей, разъясняя все вышеперечисленное.

Ожидаемо эффективно работает похвала: психологи, работающие с филантропией, единодушно говорят о том, что использование определенной лексики в общении с филантропами может побудить их к более высокому уровню пожертвований. Джен Шанг, психолог-филантроп, рекомендует использовать в оценке действий доноров девять стимулирующих слов, такие как: добрый, заботливый, сострадательный, полезный, дружелюбный, справедливый, трудолюбивый, щедрый и честный. Использование подобной лексики направлено на то, чтобы потенциальные благотворители могли ассоциировать себя с желаемым образом и максимально проявлять свои внутренние ценности.

Автор: Ксения Калашнова, редактор, переводчик

Материал опубликован в шестом выпуске журнала «Три сестры»

Начните реабилитацию
Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.

Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.

Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных