Нарушение речи после инсульта: восстановление речи и лечение афазии
15 миллионов человек в мире ежегодно переносят инсульт. Частые проблемы, с которыми сталкиваются люди после инсульта, — нарушение движения, глотания, а также речи. Нарушение речи встречается у каждого третьего пациента после внезапного нарушения кровообращения.
Речь — важнейшая часть жизни человека, позволяющая познавать мир, выражать мысли, обмениваться информацией и передавать свой опыт другим людям. В основе речи — лексика, грамматика, синтаксис, фонетика. Если один из компонентов нарушается, у человека возникают проблемы с функционированием речи, или афазия.
Признаки афазии
- Человек испытывает трудности при назывании распространённых предметов;
- Использует одно слово или слог в любых ситуациях общения;
- Путает правильный порядок слов;
- Теряет способность грамматически верно выражать свои мысли. (Например, хочет сказать: «Птица села на ветку», а вместо этого получается: «Ветка птица села»);
- Путает сходные по артикуляции звуки;
- Не понимает речь других людей и не может повторить фразу;
- Использует нецензурную лексику.
Последний признак особенно пугает родственников пациентов после инсульта. Даже интеллигентные люди, которые до инсульта не употребляли обсценную лексику, вдруг начинают говорить матом. С чем это связано? Матерная речь находится в глубоких слоях памяти и имеет древнюю структуру. За столетия существования обсценная лексика не изменилась ни морфологически, ни орфоэпически. И если человек теряет возможность говорить на своём языке, он обращается к словам, которые глубоко засели в памяти.
У пациентов с афазией также встречается такое расстройство, как дизартрия, то есть нарушение звукопроизношения. Речь после инсульта может стать невнятной, глухой, голос – гнусавым. Дизартрия иногда сопровождается проблемами с дыханием и глотанием.
Иногда нарушение речи после инсульта имеет временный характер: речь восстанавливается самостоятельно в течение нескольких недель. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Человеку с афазией нужно как можно скорее обратиться к специалисту за диагностикой, чтобы выявить тип и степень нарушения речи, а также составить план для восстановления. И даже спустя годы после инсульта речь может улучшаться после занятий, поэтому важно не пускать восстановление речи на самотёк, а пройти лечение у специалистов.
Диагностика афазии
Нарушениями речи после поражения мозга занимаются нейропсихологи и логопеды. Специалисты проводят комплексное тестирование и дают задания на все аспекты использования языка. Как правило, тестирование включает повторение услышанной речи, описание серии визуальных изображений, а также беседу со специалистом. В разных странах нейропсихологи и нейролингвисты разрабатывают диагностические тесты с учетом культуры и ментальных особенностей жителей.
Типы афазии
Афазия возникает из-за поражения речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей. Проявляться она может по-разному. Все зависит от того, какие именно участки мозга пострадали во время инсульта.
Моторная афазия – нарушение речи после инсульта, при котором человек с трудом произносит слова, но справляется с произнесением отдельных звуков и понимает речь других. Тяжёлая моторная афазия характеризуется полным отсутствием речи.
Сенсорная афазия (афазия Вернике) характеризуется нарушением понимания речи при сохранении слуха и способности говорить. Иногда в разговоре пациенты путаются в словах, забывают названия предметов и явлений, заменяют одни звуки другими.
Акустико-мнестическая афазия — невозможность удерживать в памяти воспринятую на слух информацию. Пациент не может повторить услышанную фразу.
Оптико-мнестическая афазия — нарушение номинативной функции речи (называния предметов) и представления предметов по названному слову. Пациенты не могут описать зрительные образы и поэтому говорят о функциональном назначении предмета: «То, чем дверь открывают», «То, чем рисуют».
Реабилитация после инсульта: лечение афазии
После проведения диагностических тестов специалист устанавливает, какие именно аспекты речи у человека нарушены, а дальше их тренирует.
Специалист ставит цели для пациента и помогает достичь их с помощью упражнений. Логопед может читать короткие тексты вместе с пациентом, предложить пациенту записывать слова по буквам, показывать предметные картинки и раскладывать под ними подписи, записывать имена близких людей и названия городов.
Примеры целей:
- Восстановление простейших речевых конструкций;
- Понимание ситуативной речи;
- Увеличение словарного запаса;
- Объяснение функциональных значений предметов;
- Понимание и выполнение речевых инструкций (например, взять стакан, поднять руку, отодвинуть тетрадь);
- Восстановление базовых навыков письменной речи (пациент должен заполнить короткую анкету о себе);
- Расширение объема слухоречевой памяти (пациент должен запоминать адреса и номера телефонов, пересказывать рассказы).
Для пациентов с тяжёлой афазией специалист может подобрать систему альтернативной коммуникации при помощи карточек, специальных приставок, таблиц или алфавита. Это важно, чтобы человек мог принимать решения в бытовых ситуациях и говорить о них близким.
Уход за пациентами с афазией
Неспособность выражать свои мысли и понимать других – большой стресс для любого человека. Проблемы с речью могут расстраивать человека и быть причиной депрессивных состояний.
- Если афазия коснулась вашего близкого, постарайтесь относиться к ситуации с пониманием и соблюдать несколько правил во время общения с ним:
- Избегайте сложных слов и длинных предложений;
- Говорите чётко и медленно;
- Постарайтесь говорить так, чтобы человек видел ваше лицо и губы;
- Используйте карточки с изображением предметов, чтобы человеку было легче вас понять;
- Не торопите человека с ответом: после инсульта реакция может быть замедленной в несколько раз.
- Если вас не поняли с первого раза, попытайтесь сказать это снова. Не требуйте реакции и не раздражайтесь, если человек не может ответить на ваш вопрос.
Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.