2022-05-31

Директор клиники Анна Симакова: «Я смотрю, как доктор принимает решения»

Каким должен быть лечащий врач в реабилитации

Врач — лидер междисциплинарной бригады. Он не только отвечает за здоровье пациента, он вместе со специалистами ставит командные цели на курс, учитывает тревоги и убеждения пациента, отслеживает динамику и общается с семьей. Каким должен быть этот специалист, рассказывает управляющий партнер клиники «Три сестры» Анна Симакова.

Фото: Дмитрий Стеценский / Архив клиники «Три сестры»

Зачем в реабилитации нужен лечащий врач?

Еще 10 лет назад в России реабилитация не являлась полноценной частью медицины. Скорее ее ассоциировали с домом престарелых или санаторием. Ситуация, к счастью, поменялась, и уже государство считает, что в каждом госпитале должен быть этаж, отведенный под реабилитацию, потому что начинать ее нужно как можно раньше.

Когда мы говорим о ранней реабилитации, мы часто имеем дело с пациентами, которые еще вчера были в реанимации, и стоял вопрос о сохранении их жизни. Состояние таких пациентов, по идее, должно нам позволять немедленно заняться их функциональным восстановлением, но на деле это не всегда так, оно может быстро ухудшиться, и поэтому в реабилитационном центре, как и в любом стационаре, должны быть лечащие врачи, которые внимательно следят за соматическим состоянием пациента и вовремя могут распознать осложнения.

Должны ли врачи в реабилитации быть неврологами?

В реабилитации мы имеем дело не с самим диагнозом, а с его последствиями. Например, человек может испытывать сложности с ходьбой. Причиной этого мог быть инсульт, травма или онкологическое заболевание, но механизм восстановления ходьбы будет примерно одинаковым при любом диагнозе. Знания, которыми должен обладать врач в реабилитации, разнообразны: да, он должен разбираться в неврологии, должен понимать, как происходит восстановление функций. Также у него должны быть глубокие знания в терапии, чтобы вовремя выявить осложнения, если они начались. Осложнения могут быть самыми разными: пневмония, остеопороз, риск перелома конструкции и так далее. Поэтому у нас работают врачи разных специальностей — неврологи, терапевты, кардиологи.

Какие качества важны для врача в реабилитации?

Когда я беру на работу докторов, я смотрю на несколько критериев. Во-первых, важно, чтобы доктор работал в стационаре и был готов оказать в том числе и реанимационную помощь. У «стационарщиков» развита особенная настороженность. Когда доктор каждый день видит пациента, легко потерять бдительность. Болит голова? Ну так каждый день болит голова. Но тут она болит как-то иначе — и важно это не упустить.

Во-вторых, я смотрю, как доктор принимает решения. Читает ли он по-английски, умеет ли добывать информацию. Как он мыслит. Какие препараты он назначает. Если в его списке есть «фуфломицин», я спрошу — зачем он его назначил?

В-третьих, это коммуникационные навыки и установки в части отношений с пациентами. Мало кто из врачей, с которыми я провожу интервью, сразу практикует партнерскую модель общения с пациентами. В то же время, если доктор хотя бы намекнет, что он берет в расчет мнение пациента и тот имеет право влиять на ход лечения, это огромный плюс. Своих врачей мы учим, как учитывать интересы пациентов, это тоже особый навык.

В-четвертых, профессиональный азарт. Не хочется, чтобы человек просто ходил на работу каждый день, «отбывал» службу. У него должна быть зона своего интереса, клинические ли это исследования или лечение больных с рассеянным склерозом, неважно, — должно быть что-то, что не даст ему «заржаветь».

В-пятых, врач как лидер междисциплинарной бригады в некотором смысле должен быть менеджером. В западных клиниках лидером является тот член команды, который отвечает за самую значимую цель пациента. Например, если пациент с речевым нарушением, лидером будет логопед. Но у нас в медицине иная иерархия, поэтому именно врач координирует работу всех специалистов. А врачей этому не учат. Так же, как их не учат разговаривать. А ведь обсуждение с пациентом и семьей целей и динамики процесса — значимая часть работы лечащего врача.

И последний момент, который связан с работой в частной медицине. Бывает так, что врач считает, что финансовые вопросы в лечении — это ответственность администратора на ресепшн, а его ответственность — лечить. Он не понимает, как дорого содержать стационар, что бездумные решения провоцируют пациентов и клинику на бесполезные траты. Для меня это неразрывные вещи. Важно, чтобы доктора в нашей команде чувствовали свою ответственность за использование ресурсов.

Как происходит внедрение новых врачей в команду?

Через наставников. У нас есть медицинский директор и старший доктор. Сначала они дают новичкам двух-трех пациентов, несложных, которых ведут с ними вместе. Показывают протоколы — как мы ведем чек-листы, как мы пишем историю болезни, как ведем дневники и проводим семейные встречи. Кроме этого, есть адаптационные встречи, курсы по коммуникации в клинической практике, которые мы рекомендуем доктору пройти. Есть библиотека протоколов, уже накопленных за время работы клиники. Вводим новых врачей в наши рутинные процессы — клинические разборы каждый четверг, регулярные встречи с супервизорами. То есть обучение и у новых, и у длительно работающих врачей идет непрерывно.

Автор: Екатерина Бондаренко, журналист

Начните реабилитацию
Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.

Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.

Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных