Как восстановить когнитивные функции после инсульта: упражнения и методики
После инсульта нередко нарушаются когнитивные, эмоциональные и поведенческие функции. В этом тексте расскажем, как инсульт влияет на внимание, память и поведение и что делать, чтобы улучшить состояние.
Чтобы узнать больше о реабилитации — подпишитесь на канал клиники «Три сестры» в Телеграме.

Почему инсульт влияет на когнитивные функции
При инсульте повреждаются участки мозга, ответственные за мышление, память, внимание, речь, восприятие и способность к планированию. Левая угловая извилина, базальные ганглии и белое вещество вокруг них — ключевые структуры, связанные с когнитивным снижением после инсульта.
Кроме того, когнитивные функции после инсульта могут ухудшаться из-за других осложнений, таких как депрессия, делирий, гипонатриемия (снижение концентрации натрия в крови). У пожилых людей из-за сосудистых поражений и возрастных изменений после инсульта может развиваться сосудистая деменция, которая связана с утратой способности к мышлению, принятию решений и выполнению повседневных действий.
По каким признакам можно понять, что у пациента когнитивные нарушения:
- не ориентируется во времени и пространстве,
- нет критики к своему состоянию,
- не узнаёт родственников,
- не может запомнить, что с ним происходит в течение дня
- сложно сосредоточиться, легко отвлекается,
- при выполнении действий не знает с чего начать,
- выполняет действия в неправильном порядке (например, начинает одеваться в нелогичной последовательности),
- совершает поступки, которые кажутся неразумными и небезопасными,
- не распознаёт формы, предметы или даже части собственного тела,
- не понимает обращённую речь, особенно сложные инструкции,
- делает выводы, не соответствующие к ситуации.
Некоторые когнитивные проблемы сложно обнаружить сразу, и они могут стать заметны только после возвращения домой или в клинике реабилитации. Чтобы понять, какие трудности возникают, почему они происходят и как их скорректировать, нейропсихолог может провести когнитивное тестирование. Перед тестированием нейропсихолог встречается с родственниками, которыми пациент проводит много времени.
Почему делирий отличают от стойких когнитивных нарушений
Делирий поражает одного из четырёх пациентов после инсульта и обычно проявляется в первые дни пребывания в больнице. Пациент может пытаться вытащить гастростому или катетер, видеть галлюцинации, проявлять агрессию по отношению к медицинскому персоналу или родственникам или напротив выглядеть заторможенным и сонным. Обычно это состояние развивается у людей пожилого возраста после тяжёлого инсульта и у тех, у кого до инсульта были когнитивные проблемы.
Может влиять и зона мозга, в которой произошёл инсульт: левая лобно-височная зона, зона таламуса, правой теменной доли и зона бассейна средней мозговой артерии слева ассоциированы с повышенным риском развития делирия. Чаще всего делирий — это временное нарушение функции мозга, вызванное физиологическими и нейрохимическими изменениями после инсульта, поэтому его отличают от стойких когнитивных нарушений.
Роль логопеда и нейропсихолога в реабилитации
После инсульта нередко нарушаются когнитивные, эмоциональные и поведенческие функции. Поэтому участие нейропсихолога обязательно входит в программу реабилитации.
Логопед подключается к команде, если нарушена речь. С пациентами с афазией логопед и нейропсихолог работают сообща, например, чтобы подобрать средства для альтернативной коммуникации.
Нейропсихолог оценивает состояние памяти, внимания, мышления и подбирает упражнения для восстановления, а также предлагает стратегии компенсации — например, использование записей, напоминаний, чек-листов. Затем пациент вместе с эрготерапевтом отрабатывает эти стратегии на практике, внедряя их в повседневные действия.
Одна из важных задач нейропсихолога — разделить причины нарушений, такие как депрессия, делирий, побочные эффекты лекарств и когнитивные проблемы вследствие инсульта, понять, какие из этих нарушений стойкие, а какие временные.
Нейропсихолог может работать с пациентами в малом сознании. Специалист подключается к работе команды, чтобы отслеживать признаки сознания (например, поворот головы, задержка взгляда, изменение дыхания) и применяет сенсорные стимулы, воздействуя на слух, зрение, осязание и обоняние пациента.
Медикаментозная поддержка при когнитивных нарушениях: что назначают врачи
После первого инсульта повышен риск последующих инсультов, поэтому врачи в первую очередь назначают приём препаратов для профилактики. К ним относятся антигипертензивная терапия, статины, препараты для контроля диабета, антикоагулянтная терапию.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина имеет смысл назначать пациентам при тревоге и депрессии. Эти препараты влияют на настроение и качество жизни, но сами по себе не лечат когнитивный дефицит.
Пациентам с постинсультной деменцией могут назначить ингибиторы холинэстеразы (донепезил, ривастигмин, галантамин) и мемантин (антагонист NMDA-рецепторов). Изначально все эти средства были разработаны и одобрены для лечения болезни Альцгеймера. Однако данных для окончательной оценки безопасности и эффективности этих препаратов в группе пациентов с деменцией после инсульта пока недостаточно, чтобы включать их в обязательные клинические рекомендации.
Не имеют пользы и могут быть даже опасны для пациентов после инсульта:
- гинкго билоба из-за повышенного риска кровотечений, особенно на фоне антикоагулянтов,
- ноотропы (глицин, кортексин, пирацетам и прочие) не имеют доказанной эффективности,
- трава шлемник не имеет доказательств пользы при когнитивных нарушениях, памяти или исходов после инсульта, а ещё были случаи поражения печени из-за подмешивания в состав других трав,
- винпоцетин — синтетическое соединение, получаемое из экстракта барвинка, не имеет доказанной эффективности.
Любые травы с седативным эффектом могут усиливать сонливость, что может приводить к падениям и в целом негативно влиять на ход реабилитации. Важно помнить, что БАДы могут вступать в взаимодействие с медикаментами, подлежат гораздо более простому контролю качества и обычно не имеют истории клинических исследований. Если пациент принимает какие-либо добавки, нужно обязательно сообщить об этом врачу на реабилитации.
Какие упражнения помогают тренировать мозг
Физические упражнения
Физическая терапия — обязательная часть реабилитации после инсульта. Занятия с физическим терапевтом тренируют скорость реакции и выполнение двузадачных ситуаций, а именно способность думать во время совершения движения.
Физическая активность в целом улучшает на когнитивные функции после инсульта. Причём у аэробных нагрузок есть преимущество перед неаэробными нагрузками.
Небольшие исследования демонстрируют положительное влияние на когнитивные функции отдельных типов физической активности, например, к ним относят тай-чи.
Игры для развития памяти
Существует множество игр и упражнений, направленных на улучшение памяти. Однако трудно сказать наверняка, помогают ли они. Некоторые из них действительно могут приносить пользу, но нужен специалист, который подберёт такие игры и будет рядом, чтобы подтвердить, что пациент выполняет их правильно. Если заниматься в одиночку или с родственником, к правильному ответу можно приходить методом догадок или проб и ошибок, а не за счёт памяти. Нужен обученный специалист, который будет контролировать правильность обучения и сможет корректно дать подсказки при необходимости.
Сессии с нейропсихологом могут включать пересказы текстов, составление рассказов по сюжетной картине, упражнения с построением причинно-следственных связей, графические диктанты, кубики Кооса, чертёжные упражнения.
Советы для родственникам: как помочь пациенту
Помогая человеку после инсульта важно соблюдать баланс между поддержкой и самостоятельностью пациента. Ниже перечислены практичные советы, которые помогут организовать быт, общение и занятия реабилитацией дома.
Общение
В общении с человеком с когнитивными нарушениями важны простота, наглядность и терпение. Если у пациента нарушены память и внимание, он может попросить повторить сказанное или забыть о том, что ему что-то сказали. Никому не нравится повторяться или чувствовать, что его не слушают, но человек после инсульта делает это не специально. Старайтесь в одном предложении доносить одну мысль, говорить чётко и медленно. Не бойтесь использовать паузы и дожидаться ответа, прежде, чем перефразировать сказанное.
Важно относиться с уважением к состоянию близкого, избегать сложных метафор, допросов, сарказма и исправлений в резкой форме. Не нужно исправлять каждое неправильно сказанное пациентом слово: сфокусируйтесь на смысле, а не на форме.
Если близкому трудно концентрироваться или запоминать, лучше сразу переходить к сути: не нужно делать долгих вступлений, а начинать с главного.
Чтобы облегчить процесс коммуникации, важно иметь зрительный контакт с человеком, избегать параллельных дел и обращения через комнату.
Создание безопасной среды
Пациенты с когнитивными нарушениями подвержены высокому риску падения. Поэтому так важны подходящие средства передвижения, безопасная среда и возможность сообщить близкому или сиделке о падении.
Проверьте, чтобы на полу не было предметов, о которые человек может споткнуться, в том числе ковров и лежащих на пути проводов. Также дома должно быть достаточно света: лучше, если он автоматически включается при движении человека, чтобы снизить риск ночных падений из-за темноты или на пути к выключателю.
Наиболее частые проблемы дома у людей после инсульта — возможность самому пользоваться ванной и туалетом. Адаптивная среда, которая включает установку поручней, насадок, стула для ванны, а также систему напоминаний, может облегчить эти задачи.
Удобная система напоминаний
Снижение когнитивных функций напрямую влияет на способность справляться с бытовыми делами. Чтобы помочь близкому и поддержать его самостоятельность можно использовать разные инструменты: календари и планеры, будильники на телефоне с напоминанием поесть, выпить воды, принять лекарство, выполнить упражнения, а также крупные алгоритмы с подсказками в ванной комнате и на кухне, чтобы облегчить процесс готовки и соблюдения гигиены.
Могут быть полезны надписи на ящиках, где будет указано, что хранится внутри. При афазии вместо слов лучше использовать пиктограммы, жестовые символы или картинки.
Ошибки, замедляющие восстановление когнитивных функций
Ошибка 1. Приступать к реабилитации не сразу
Эффекты реабилитации зависят от локализации и размера поражения, сопутствующих заболеваний, мотивации и во многом от времени, когда были начаты занятия. Реабилитация в первые 3-6 месяцев повышает шансы на только на физическое, но и на когнитивное восстановление.
Нейропсихолог клиники «Три сестры» Павел Гусак рассказывает: «В раннем восстановительном периоде ресурсы организма позволяют перераспределить прежние функции на неповрежденные участки мозга. За счёт нейропластичности реабилитация помогает восстановить частично утраченные навыки и компенсировать дефициты альтернативными путями».
Ошибка 2. Завышенные ожидания
Лёгкие и умеренные отклонения успешно корректируются, особенно если устранить провоцирующий фактор. В таких случаях применяют реабилитацию, тренировку памяти и внимания, занятия с логопедом, психотерапию.
При серьёзных и глубоких нарушениях когнитивная реабилитация не всегда способна полностью восстановить все функции. В таких случаях терапия направлена на замедление прогрессирования болезни, компенсацию дефицитов и улучшение качества жизни пациента.
Ошибка 3. Многозадачность и шум во время занятий
У человека после инсульта объём доступного внимания сужен. Многозадачность «рассеивает» этот ресурс, и ни одна из задач выполняется качественно. В результате пациент быстро устаёт и часто ошибается, что снижает мотивацию. Во время разговора с человеком со сниженными когнитивными функциями не должен фоново работать телевизор или играть музыка. Кроме того, человеку может быть сложно одеваться и параллельно разговаривать даже на бытовые темы. Когда человек одевается, он в том числе выполняет когнитивную задачу.
Если человек выполняет задания, рекомендованные нейропсихологом, он должен находиться в тихой и хорошо освещённой комнате. На столе не должно быть лишних предметов — только то, что нужно для конкретного упражнения.
Если появляется усталость, раздражительность, замедленность, важно сделать перерыв и переключиться на менее сложную задачу.