Как устроена работа онкопсихолога на горячей линии

Во время тяжелой болезни, такой, как онкология, в психологической поддержке нуждаются и пациенты, и их близкие. Служба Ясное утро — это бесплатная круглосуточная горячая линия и очные консультации для онкологических больных и тех, кто так или иначе столкнулся с этой болезнью. Екатерина Бондаренко поговорила с онкопсихологом Татьяной Субычевой о её работе на горячей линии: с какими вопросами звонят люди, какие методики она использует и как поддерживает себя.

Фото: Денис Клеблеев / архив клиники «Три сестры»

Как получилось, что вы стали работать онкопсихологом?

В эту специализацию я ушла не случайно — моя мама умерла от онкологии. Мне кажется, что большинство коллег, как и я, столкнулись с темой лично. Когда есть личный опыт, как никто понимаешь важность своевременной поддержки. Когда человек узнает о своей болезни или болезни близкого, для него могут стать непосильными даже элементарные вещи. У меня была коллега врач, и однажды ее родственница с онкологией приехала в Москву на лечение и остановилась у неё. Ночью у неё внезапно начались боли, коллега растерялась и не знала, что делать. Она, будучи врачом, не подумала, что нужно вызывать скорую. Люди в таком состоянии могут позвонить нам и мы подскажем им, что делать. Само по себе информирование уже содержит в себе психологическую поддержку: человек понимает, что ему делать, и успокаивается.

В чём специфика консультаций по телефону?

— Налаживать контакт по телефону, конечно, тяжелее. Но это всё равно имеет смысл и терапевтический эффект. Часто человек звонят сразу после того, как узнал о диагнозе. Он в шоке, не знает, что теперь делать, к каким врачам идти, что его ждет. Одна из задач горячей линии — помочь людям справиться со своим состоянием и дать им конкретные рекомендации.

Зачем люди звонят на горячую линию?

Часто человек звонит сразу после того, как узнал о диагнозе. Он в шоке, не знает, что теперь делать, к каким врачам идти, что его ждет. Очень много звонков поступает от людей, которые верят в то, что от онкологии всегда умирают и что она заразна. Они хотят, чтобы их переубедили, просят доказательств, статистику. Очень много страха физических изменений, которые могут произойти и во время операции, и во время химиотерапии: потеря волос, бровей, потеря груди, если это касается женщин. Страх боли. Мы рассказываем о центрах и больницах, в которые можно обратиться, подсказываем, как получить инвалидность или лекарства и обезболивающие.

На что вы опираетесь в своей работе?

В первую очередь мы ориентируемся на состояние пациента и определяем, на какой стадии принятия своей болезни он находится. Эти стадии разработала американский психиатр Элизабет Кюблер-Росс, которая работала с темой принятия горя. В ситуации тяжелой болезни психика человека реагирует так же, как и в состоянии горя. В зависимости от состояния пациента мы используем разные техники.

Расскажите подробнее о техниках, которыми вы пользуетесь.

Возьмём для примера первые две стадии, когда человек находится в состоянии шока и отрицания, а дальше начинает чувствовать гнев. Как правило, первая стадия, отрицания, совпадает с периодом постановки диагноза. На эмоциональном уровне основная задача психолога — просто быть рядом, спрашивать, чего человек боится. На когнитивном уровне психолог идет дальше — он предлагает поразмышлять, что будет, если вдруг диагноз подтвердится, и проработать конкретные варианты действий. На этом этапе ещё очень важно работать с семьей, чтобы пациента не исключили из круга близких. Если говорить поведенческих техниках, тут очень хороши различные телесные и дыхательные практики. Они — самые первые помощники в любом кризисном состоянии.

Следующая стадия — агрессия. Тут самое важное — дать человеку эту агрессию выпустить и объяснить, что чувствовать её — нормально. Наша задача — своими вопросами и поддержкой развернуть силу агрессии и гнева и направить ее на борьбу с болезнью.

Сколько может длиться ваша консультация по телефону?

Если я встречаюсь с серьёзным психологическим запросом, она может длиться час и дольше. Если вопрос чисто информационный, минут 20-30.

Часто ли звонят ночью?

Ночью звонков меньше, конечно, но тоже достаточно. Обычно это или кризисная ситуация или звонок из другого часового пояса, мы же работаем на территории всей России.

Как вы справляетесь с профессиональным выгоранием?

В «Ясном утре» есть интервизия — возможность разбора тяжёлых звонков с коллегами. Если в связи со сложными консультациями необходимо проработать тяжелые чувства, я записываюсь на Балинтовскую группу, которая тоже работает в рамках нашей программы. Балинтовские группы — метод групповой тренинговой работы, созданный в середине прошлого века психиатром Майком Балинтом. Группа помогает врачам и психологам снизить профессиональный стресс и избежать эмоционального выгорания.

Если нужно переключиться, я делаю то же, что мы рекомендуем нашим абонентам: практики релаксации, йога, обычная прогулка, поход в театр, интересное чтение. Каждый выбирает для себя то, что ему подойдет. На мой взгляд, самое главное — отследить, что тебя зацепило, проговорить это себе, не держать это внутри.

Телефон горячей линии службы помощи онкологическим больным: 8-800-100-01-91

Материал опубликован в пятом выпуске журнала «Три сестры».

Начните реабилитацию
Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.

Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.

Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных