Как устроен онлайн-курс с физическим терапевтом в клинике «Три сестры»
Рассказывают старший физический терапевт Сергей Иваненко, его пациенты и их родственники
Когда началась пандемия, некоторые пациенты, которые нуждаются в реабилитации, из соображений безопасности остались дома. Тогда физические терапевты разработали курс онлайн-реабилитации: они узнают, что случилось с пациентом, почему возникли проблемы с движением, чего человек хотел бы добиться на занятиях и будут ли в них принимать участие родственники. И затем составляют индивидуальную программу упражнений. Старший физический терапевт Сергей Иваненко, его пациенты и их родственники рассказывают о том, как проходят онлайн-занятия.
Каким пациентам подходит дистанционная реабилитация?
Сергей Иваненко: Дистанционная реабилитация подходит двум типам пациентов. Первый вариант — пациенты, которые не ограничены в движениях, но восстановились не полностью. Это люди после инсульта или черепно-мозговой травмы, и у них есть небольшой неврологический дефицит. Например, легкое нарушение баланса или проблемы с мелкой моторикой. Один мой пациент после инсульта захватывал ложку сверху. Так делают дети, когда учатся ее держать. Спустя две недели занятий он начал удерживать ложку в руке обычным способом. Бывает, что неврологического дефицита нет, мышцы работают нормально, а нужно, например, увеличить амплитуду движения. Все эти пациенты могут заниматься сами. Им нужны верно подобранные упражнения и помощь в том, чтобы они правильно их выполняли.
Второй вариант — это пациенты с более тяжелыми нарушениями, и в этом случае я консультирую родственников. Например, сейчас я занимаюсь с женщиной после инсульта в состоянии средней тяжести. Я обучаю дочь пациентки, как помочь маме выполнить упражнения, а также сесть или встать. В данном случае руки дочери, образно говоря, становятся моими руками.
Мой папа живет на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре. В конце февраля у него случился инсульт. Лететь на реабилитацию в острый период ему было нельзя, и нам нужно было срочно найти специалистов, которые смогли бы заниматься с ним дистанционно. У папы были проблемы с речью и почти не работала правая рука. К папе вылетела старшая сестра, я осталась в Москве. На занятия с Сергеем мы подключаемся втроем: папа с сестрой и я. После месяца занятий папа снова может писать, у него понятный почерк. Он сам ест, обслуживает себя, завязывает шнурки и застегивает пуговицы. Мы с сестрой максимально пытаемся его мотивировать на дальнейшие занятия.
Для каждого пациента составляется индивидуальный курс упражнений. Как это происходит?
Сергей Иваненко: На первой встрече я подробно опрашиваю пациента о его состоянии. Выходит ли он на улицу или он постоянно находится дома? Что он делает дома? У меня были тяжелые пациенты, их я спрашивал, сколько часов в день они сидят и лежат. Просил несколько дней вести дневник физической активности.
Дальше – меня интересуют функции, которые нарушены. Пациент может мне сказать – «у меня не работает рука», но мне это мало что даст, пока я не знаю, для чего ему нужна эта рука. Я буду просить конкретного ответа – «я не могу поднять руку», «я не могу дотянуться до верхней полки». Это движение я смогу проанализировать, чтобы понять, какие мышцы не работают.
Еще один вопрос — боль. Есть ли у человека боль во время движения? Где? В мышце, суставе, в каком положении, при каком движении? Появляется ночью, нарастает утром или на вечер? Боль в разное время суток имеет разные причины. Получив всю эту информацию, я начинаю составлять упражнения. Дальше я делаю все упражнения сам, снимаю это на видео с подробными комментариями. Расписываю количество повторений, сколько раз в день заниматься, сколько подходов, какие будут ощущения и какой эффект. На встрече пациент показывает мне, как у него получается, я комментирую, что-то поправляю. Постепенно упражнения усложняются.
Мне 29 лет, и у меня случился инсульт. Гематому удалили, и левая сторона тела у меня повреждена. Сначала я вообще не ходила, левую ногу не чувствовала. Сейчас все более-менее восстановилось, но не полностью. Сначала мы с Сергеем созвонились, он меня до мелочей расспрашивал о самочувствии, о моих ощущениях. Упражнения, которые он мне первый раз прислал, были сложными. Дрожали мышцы. Сейчас я уже нагрузки такой сильной не испытываю, потому что занимаюсь месяц. Правда, недавно Сергей мне прислал новые упражнения, они сложнее.
Сейчас мы восстанавливаем вестибулярный аппарат. У меня была проблема — часто кружилась голова, еще я не могла с закрытыми глазами коснуться кончика носа. Мы стали делать упражнения на четкость руки. Я наклеила на стену мишень и, закрыв глаза, пробовала в нее попасть лазерным лучом. Постепенно стало получаться. Сейчас я гораздо лучше контролирую левую руку. Занимаюсь каждый день по 40-45 минут. Дополнительно хожу на беговой дорожке час-два, стараюсь проходить пять километров.
Я еще молодая. В принципе, у меня все сейчас функционирует, я сама себя обслуживаю. У меня двое детей, я сейчас с ними одна справляюсь, но хотелось бы, чтобы все было идеально. Поэтому я буду заниматься. Походку хочу восстановить полностью, встать на каблуки – как было раньше.
Как вы ставите цели и как отслеживаете результат?
Сергей Иваненко: Цель ставится на неделю. Расскажу на примере. Сейчас я веду пациентку с переломом надколенника. Оперированная нога не сгибалась в колене, и ей приходилось вставать со стула, опираясь на здоровую ногу. Но коленный сустав здоровой ноги тоже болел из-за артроза. Нам нужно было максимально быстро увеличить угол сгибания ноги, чтобы она могла вставать, опираясь на две ноги. Это была цель. Мы этого добились за полторы-две недели. Оценку для нее я делал следующим образом: на первой консультации я попросил ее дочь сфотографировать, как мама может максимально согнуть колено, когда сидит на стуле. Потом она фотографировала маму каждую неделю, и каждый раз я видел, что угол сгибания увеличивается.
С какими трудностями сталкиваются пациенты, занимаясь онлайн?
Сергей Иваненко: Основные трудности – технические. Качество связи, сбои в звуке или видео. Человеку нужно найти место, куда поставить телефон так, чтобы мне было видно, что он делает. Бывает непросто подобрать ракурс, чтобы я видел, как двигается та или иная часть тела. Если пациент в возрасте, ему тяжелее разобраться, что нужно зайти в WhatsApp, запустить видео, которое я туда сбросил, поставить на паузу. Хорошо, если хотя бы на первых порах пожилым пациентам помогают родственники.
У меня на работе случился инсульт, я упал с кресла. Когда меня подняли, я не смог встать. А через неделю случился второй инсульт. Правую кисть после этого я почти перестал чувствовать – два пальца были совершенно обездвижены. Организовать занятия мне помогла дочка. С Сергеем мы развиваем моторику, тренируем пальцы. Еще общеукрепляющие упражнения я делаю. Занимаюсь немного, каждый день по 15 минут. Я не особо дисциплинированный, дочка мне помогает. Занимаемся месяц. В руку вернулись ощущения, научился правильно держать ложку, могу писать.
Когда пандемия закончится, сохранится ли формат онлайн-занятий?
Сергей Иваненко: Я думаю, сохранится. Это более доступная услуга, чем стационарная реабилитация. Она подходит для тех, кто может заниматься сам и не нуждается в стационаре, и для тех, кто далеко живет и по разным причинам не может приехать в центр. Это не замена полноценной реабилитации, но лучше заниматься так, чем не заниматься вообще, результат все равно будет.
Записала Екатерина Бондаренко. Материал подготовлен в рамках спецпроекта «Продолжаем движение» в марте 2020 года.
Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.
Мы изучим случай и перезвоним вам.