2022-06-01

Фигуры благотворительности

Каким третий сектор встретил весну 2022 года? Как изменившаяся реальность повлияла на сборы и стратегию благотворительных организаций, а также на их возможность планировать будущее? Первые лица ведущих российских благотворительных фондов по нашей просьбе рассказывают о достижениях отечественной благотворительной сферы последнего времени, делятся ближайшими планами, а также отвечают на вопрос, что их поддерживает в работе и помогает не выгорать.

Виктория Агаджанова
Директор Фонда помощи взрослым «Живой». Работает в фонде 9 лет. Образование: Журналист. Что поддерживает в работе: Сложные ситуации.

«Мое личное наблюдение за изменениями в сфере благотворительности за последние годы — я наблюдаю рост эмпатии, вижу, как выросло количество людей, доброжелательно настроенных к фондам, чувствуется, что кредит доверия к фондам вырос. В то же время люди стали более серьезно и ответственно подходить к пожертвованиям — они проверяют историю подопечного, им важно, куда пошли их деньги, они больше не готовы жертвовать потенциальным мошенникам. Удивительно, но тут помогли скандалы в благотворительности, благодаря им фонды стали тщательнее проверять истории и более ответственно относиться к отчетности.

Если говорить о тенденциях — есть тенденция ухода от адресной и переход к системной помощи. Поддержки крупных проектов, связанных с автоматизацией процессов, тенденция перехода в онлайн. Последние два года нам четко показали, что онлайн-продвижение и цифровые решения помогают сегодня фондам как никогда. С другой стороны, сегодня вообще сложно что-то планировать — каждый день появляются новые вводные данные, новые преграды. Мы стараемся не отставать, внедрять новые (точнее, хорошо забытые старые) способы привлечения средств и удержания доноров, но это все — такая своеобразная заплатка. Есть ощущение, что мы откатимся лет на 10-15 назад, и на то, чтобы нагнать весь остальной мир, уйдут годы тяжелейшей работы».

Анастасия Кириенко
Директор Фонда Против ДТП. Работает в фонде 5 лет. Образование: Юрист. Что поддерживает в работе: Обратная связь от подопечных.

«Сейчас мы расширяем нашу команду, и очень крутой российский фандрайзер Настя Ложкина согласилась быть нашим ментором. Вместе мы планируем развивать профилактическое направление в работе фонда. Понятно, что при этом мы не уйдем от адресной помощи пострадавшим, но оставаться только в ней — значит ходить по кругу и никогда не выполнить нашу миссию. Мы хотим не просто способствовать снижению числа ДТП на дорогах России, наша миссия свести количество пострадавших буквально к нулю. В 2019 году в Осло пострадавших от ДТП не было — если это возможно в Норвегии, значит, это возможно и в России. Поэтому мы планируем идти к бизнесу с проектами по профилактике. Нам кажется, что тут огромное поле возможностей, и бизнес тоже найдет свой интерес в том, чтобы быть полезным, потому что в безопасности на дорогах заинтересован каждый.

Сегодня мы готовы к тому, что будет подорожание и оборудования, и услуг реабилитации, нам будет нужно собирать больше денег и уделять особое внимание фандрайзингу. Ясно, что работать станет сложнее в свете того, что ушла часть соцсетей, а значит, о нас будет узнавать меньше людей».

Маша Субанта
Основатель и директор Благотворительного фонда «Клуб добряков». Работает в фонде 9 лет. Образование: Учитель русского языка и литературы. Что поддерживает в работе: Полноценный сон, здоровая еда, питьевой режим, спорт и танцы.

«С каждым годом я замечала, как благотворительное профессиональное сообщество всё больше крепнет и развивается. Фонды практически перестали восприниматься попрошайками, все больше некоммерческих организаций переходили на системные, а не только адресные проекты. Мы привыкли к тому, что НКО способны даже вносить изменения в законодательство, чтобы облегчить жизнь своих подопечных. Но что будет дальше, в сегодняшних реалиях, — я теряюсь в догадках.

Сейчас у нас, как и у многих фондов, слетели регулярные платежи, которые были оформлены с зарубежных карт, плюс мы больше вообще не можем получать переводы от добряков, находящихся за рубежом. Конечно, суммы сборов упали, и, когда в апреле я получу статистику за март, мы поймем, насколько.

Как мы меняемся в связи с этим — пока из-за взлетевшего курса евро и доллара мы планируем помогать только тем подопечным, кому необходимо лечение на территории России. Лично я нахожусь в состоянии сильной неопределенности и тревоги, потому что «Клуб добряков» — это дело моей жизни. И мне нужно придумать что-то, чтобы сохранить команду, это очень классные, профессиональные люди.
К отдыху я отношусь так же серьезно, как к работе. Если я о себе не позабочусь, а буду ждать этого от других, это будет инфантильно и безответственно. Поэтому каждое утро начинаю со спорта, плюс занимаюсь бачатой. Человек, который помогает другим, обязан вовремя восполнять свои силы. Иначе помощь понадобится уже ему».

Татьяна Апатова
Директор Благотворительного фонда «Правмир». Работает в фонде 3 года. Образование: Экономист, степень MBA «Финансовый менеджмент». Что поддерживает в работе: Понимание своей ответственности.

«Сегодня мы все находимся в ситуации тотальной неопределенности, и самое сложное — это строить планы. Благодаря опыту работы в пандемию у нас есть уверенность, что и эти сложные времена нам удастся пережить вместе. Основной принцип работы сейчас — оптимизация, ежедневный анализ ситуации и фокус на том, что мы можем сделать здесь и сейчас.

Для меня лично работа в благотворительном фонде на позиции директора — это лучший тренинг личностного и профессионального роста. Здесь, помимо постоянного совершенствования своих профессиональных навыков, есть возможность кратно развиваться как личность. Три года подряд я каждый четверг рассматриваю заявки на помощь. Сначала это было 5 человек, сегодня мы рассматриваем около 45 подопечных каждую неделю. Я чувствую, как благодаря этому процессу я расту эмоционально и морально, в том числе потому, что у нас нет ограничений по возрасту, гражданству и заболеваниям. Все случаи настолько разные, что у меня есть возможность представить себя на месте каждого.

За последние три года я избавилась от синдрома спасателя — помогать надо тогда, когда человек понимает, какая помощь ему нужна и для чего. Догонять и «причинять» добро не нужно. Это как в фильме «Правила съема: Метод Хитча»: если тебе не сделали шаг навстречу, поцелуя не будет. А еще ответственность за дальнейшие судьбы людей научила меня главному правилу — чувствовать, думать, говорить, делать — одно».

Екатерина Милова
Должность: Директор по развитию Фонда борьбы с инсультом ОРБИ. Работает в фонде 9 лет. Образование: Инвестиционный менеджер и юрист. Что поддерживает в работе: Тот факт, что работа любимая; команда; пятилетняя дочь Полина — она же постоянный волонтер фонда ОРБИ с момента ее появления на свет.

«Наш фонд начинался 11 лет назад как Общество Родственников Больных Инсультом. За время работы мы трансформировались в фонд борьбы с инсультом ОРБИ — потому что прежнее название не вмещало все то, что мы делаем. К помощи родственникам прибавилась наша работа по снижению количества инсультов и тяжести их последствий, а также создание эргокомнат и обучение мультидисциплинарных бригад в региональных лечебно-профилактических учреждениях.

В середине марта этого года у нас должна была пройти стратегическая сессия, но мы ее отменили. С чем мы подошли к сегодняшнему дню: самое важное, с суперкомандой, которая прошла кризис 2020 года и знает, что такое работа в условиях ограниченного финансирования и неопределенности. Хотя сейчас все намного тяжелее — но тот кризис нас чуть подготовил и закалил. Сегодня мы уже столкнулись с отказом нескольких крупных корпоративных доноров от согласованных пожертвований, потому что компании все поставили на паузу. Также у нас слетели рекуррентные платежи (платежи по подписке или автоплатежи) из-за отключения Apple Pay и Google Pay, много отказов по картам.

На случай разного развития событий и, главное, разного объема пожертвований мы придумали несколько сценариев по изменению нашей программной деятельности. На чем мы сейчас концентрируемся: во-первых, на адресной помощи людям после инсульта и их семьям. Надо понимать, что мы не адресный фонд, и для нас это шаг в сторону от нашей стратегии, но сейчас это насущнее профилактики и других программ. Наша телефонная линия по инсульту 8(800)707-52-29 помогает семьям по всей России получить консультации психолога, юриста, специалиста по уходу, эрготерапевта, невролога и других. Во-вторых, мы продолжим реализовывать проекты, по которым в силе договоренности с партнерами или получены гранты на реализацию. Остальные программы переходят в режим ожидания и будут реализовываться, если найдутся партнеры».

Екатерина Бартош
Директор Фонда Хабенского. Работает в Фонде 8 лет. Образование: Юрист, экономист. Что поддерживает в работе: «Наш директор Алёна Мешкова (руководила Фондом последние девять лет, ушла из жизни после продолжительной болезни в декабре 2021 года) всегда говорила, что если в благотворительности делать все с умным, серьезным лицом, то долго работать ты просто не сможешь — выгоришь. Ее наставления очень выручают».

«За годы работы Фонд Хабенского прошел путь от оказания исключительно адресной помощи до системной работы с подопечными, их семьями, врачами и медицинскими учреждениями. Сегодня работа нашего Фонда скорректирована под новые обстоятельства. Координаторы программы «Адресная помощь» прорабатывают с врачами планы лечения наших подопечных и формируют под их потребности необходимое количество медицинских препаратов. Срочность этой работы объясняется в первую очередь повышением цен на медикаменты (сейчас мы приобретаем лекарства уже по другой цене, а в перспективе она будет еще выше), а также увеличением сроков их поставок из-за изменений в логистике.

Реабилитационные курсы для подопечных реализуются согласно ранее намеченному плану и графику программы «Терапия счастья» ввиду важности этого этапа восстановления: как и лечение, реабилитацию нужно проходить своевременно.

Не останавливается и программа помощи медицинским учреждениям. Мы надеемся, что сможем реализовать в течение года большинство запланированных проектов. Но, к сожалению, часть намеченных ранее закупок приостановлена до понимания и выстраивания дальнейших логистических процессов. Их стоимость корректируется, очевидно, что потребуется увеличение бюджета и привлечение дополнительных средств.

Пока мы не планируем отказываться от запланированных Фондом проектов и объема оказываемой помощи. Будем делать все от нас зависящее, пока есть такая возможность».

Начните реабилитацию
Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.

Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.

Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных