Доказательная нейропсихология
Доктор Джилл Вайнгарднер о разнице между британской и российской реабилитацией
Доктор Джилл Вайнгарднер — главный клинический нейропсихолог центра реабилитации Оливера Зангвилла в британском городе Или. В прошлом году Джилл проводила мастер-класс для реабилитологов в центре «Три сестры», а после мы расспросили её об особенностях британского подхода и о том, как он повлиял на российскую реабилитологию.
Что связывает британских и российских нейропсихологов?
История нашего сотрудничества началась несколько десятилетий назад с приезда в Россию британского невролога Полины Монро. У неё была цель — расширить представление о возможностях нейропсихологической реабилитации. Российская нейропсихологическая и в целом реабилитационная традиция построена на идеях Александра Лурия и сфокусирована на дефекте, то есть на нарушениях, и на том, насколько можно эти нарушения исправить. Британская же фокусируется на функционировании — как человеку жить качественно, несмотря на дефицит. Полина привозила специалистов, которые говорили о необходимости смещения профессионального интереса к реальной жизни пациента, к тому, чтобы он мог жить интересно и умел обходиться без помощи, несмотря на ограничения. И вот когда в прошлом году у меня был воркшоп в Петербурге, стало понятно, что российские реабилитологи успешно используют британские принципы в своей практике.
Как нейропсихологи работают над тем, чтобы их цели совпали с желаниями пациента, если часто это желание — пусть всё будет как раньше?
Очень часто, особенно вначале, пациент имеет совершенно нереалистичные идеи о том, что возможно. Повреждение многих частей мозга приводит к тому, что человек не очень понимает, что с ним. Мы никогда не будем отнимать у человека мечту о том, что он пойдёт снова, будет снова работать. Но мы можем сказать человеку: «Да, вы хотите ходить, но на этом пути есть много разных шагов. Давайте в качестве первого шага вы пересядете в инвалидную коляску». В то же время нам важно помнить, что у пациентов есть проблемы с памятью и к следующему занятию они могут уже забыть о целях. Мы можем каждое занятие начинать с этого: «Здравствуйте, я Джилл, я ваш физический терапевт, ваша долгосрочная цель — ходить, краткосрочная — учиться пересаживаться в коляску».
Ваши пациенты — люди, столкнувшиеся с большими изменениями в когнитивной сфере. С этим непросто смириться, особенно если человек занимался умственным трудом. Его близким тоже нужны поддержка и рекомендации. Как на практике удаётся учитывать личность пациента и его семью?
Всегда важно объяснить, что да, некоторые из этих заданий могут вам показаться очень простыми, но мы должны это сделать, чтобы проверить, как функционирует ваш мозг. Человек чувствует себя очень уязвимо, под угрозой вся его жизнь. К счастью, не так много людей, которые хотят стать психологами, не имея эмпатии. Это часть нашего обучения, британская образовательная программа обязательно включает прохождение психологом психотерапии. В основе этой программы теория известного американского психотерапевта Джорджа Пригатано, одного из идеологов целостного подхода в реабилитации. Основатель центра Оливера Зангвилла профессор Барбара Уилсон привезла эту программу из Аризоны, перед тем как открыть наш центр в 1996 году.
Что завтра ждёт нейропсихологию как науку?
Всё больше людей выживают, несмотря на повреждение головного мозга. Соответственно, будет всё больше нуждающихся в этой помощи. Ещё двадцать лет назад не было таких задач: не было МРТ, и нейропсихологи должны были понять, где опухоль в головном мозге. А сейчас наша роль меняется в сторону компенсации нарушений и реабилитации.
Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.
Мы изучим случай и перезвоним вам.