Оценка состояния пациента и качества реабилитации

Один из главных вопросов в реабилитации — как оценивать ее эффективность? Для этого существуют различные шкалы, которые фиксируют состояние пациента до и после реабилитации. Неврологи Любовь Николаева и Василий Ткаченко рассказывают, как это работает.

В российской практике обычно используют два метода: индекс Ривермид (измеряет способность самостоятельных перемещений) и шкалу Рэнкина (выявляет физические ограничения и степень потери дееспособности). При общей схожести оба метода имеют один существенный недостаток: отсутствие наглядности. Иначе устроена шкала функциональной независимости FIM (Functional Independence Measure), в которой, кроме баллов, присутствует визуальная составляющая: разноцветные ореолы, меняющиеся по мере реабилитации.

Как работает FIM

Оценка состояния пациента проводится дважды: как толькочеловек к нам поступает, и при выписке. Каждый пункт мы отмечаем точкой соответствующего цвета и закрашиваем. Центральный кружок и каждый сектор диаграммы равны одному баллу. Максимальное количество баллов — 231, которые означают, что человек полностью функционально независим.

Мы оцениваем состояние пациента по всем блокам:

  1. Эрготерапевтический блок — может ли пациент сам
    одеться, расчесаться, почистить зубы.
  2. Блок тазовых функций: контролирует ли мочеиспускание и дефекацию,
  3. Двигательный блок — как пациент встаёт, ходит, пересаживается.
  4. Когнитивный блок: чтение, понимание, выражение мыслей.
  5. Высшая корковая функция — память, анализ, логика, социальная адаптивность.

До инсульта Ольга была активной работающей женщиной, ходила на лыжах, гуляла с внуком. Начались двигательные провалы: не могла ходить, падала. Нужно было поддерживать и страховать в туалете. Не могла готовить. Ела сама, но не получалось одновременно пользоваться вилкой и ножом. Одеваться удавалось только с подсказкой. При этом когнитивные функции были полностью сохранными.

После трехнедельной реабилитации Ольга ушла из клиники своими ногами. Теперь она может все делать сама — пока медленно. Мы рекомендовали ей прогулки в сопровождении, так как сохранялся риск падения, но недавно она позвонила и сказала: «Знаете, а я уже всё нарушаю — самостоятельно гуляю по полтора часа со скандинавскими палками».

До аварии Антон был активным молодым человеком: занимался волейболом, часто ходил в горы, играл на гитаре. После — были провалы в когнитивной сфере и в высшей корковой функции: терялся в помещении, не мог принять решение, какое из двух блюд выбрать на обед. Физически Антон тоже оказался абсолютно зависим: туалетом мог пользоваться только с посторонней помощью. Самостоятельно получалось только глотать,

Через месяц наступило значительное улучшение: Антон научился ходить с опорой. Стал подниматься по лестнице, сам приходил на процедуры, находил нужный кабинет.Стал выбирать, какую музыку хочет послушать, вспомнил, что любит Led Zeppelin и The Doors. Начал увлечённо подбирать аккорды и вспоминать технику игры.

В случае Антона мы могли оценить его состояние трижды, потому что он пробыл у нас два месяца. В итоге мы получили почти полный круг. Антон научился бегать и прыгать, потому что ему нужно было вернуться в волейбольную команду. У нас была такая цель — чтобы перед выпиской Антон сыграл на гитаре три мелодии по памяти. Получилось!