2019-10-24

Какие специалисты работают с детьми на реабилитации

Когда в клинику на реабилитацию поступает ребёнок, с ним начинает работать междисциплинарная бригада. Раз в несколько дней специалисты собираются и обсуждают пациентов, каждый со своей профессиональной точки зрения. Ставят краткосрочные и долгосрочные цели, отслеживают промежуточные результаты и общаются с родителями. Из кого состоит бригада и кто за что отвечает, рассказывают специалисты центра «Три сестры».

Иллюстрация: Настя Варламова для журнала «Три сестры»

Детский невролог

Динара Камелденова

Детский невролог в реабилитации ребенка играет ключевую роль. Он несет большую ответственность перед коллегами за интерпретацию симптомов и проблем ребенка, потому что именно невролог задаёт основное направление в работе ведущих специалистов. Невролог медикаментозно корректирует соматическое и психическое состояние пациента. Бывает, что на фоне активной реабилитации и физической нагрузки у ребенка начинают просыпаться те зоны головного мозга, которые . Тут самое важное не упустить эпилептический приступ, вовремя сделать ЭЭГ-видеомониторинг и скорректировать терапию. Также именно на невролога ложится обязанность выстроить диалог с родителями и побудить их к максимальному участию в процессе реабилитации.

Физический терапевт Александр Молчанов проводит занятие. Фото: Денис Клеблеев для журнала «Три сестры»

Физический терапевт

Александр Молчанов

Детский физиотерапевт занимается восстановлением и поддержанием двигательных функций ребёнка. Для своего пациента он должен быть другом, братом или супергероем. Четырёхлетний Сармат, поступивший в клинику после черепно-мозговой травмы, не занимался ни с кем, кроме двухметрового физического терапевта, потому что ему сказали, что это Танос из фильма «Мстители». Если ребёнку просто дать задание выполнить упражнение, скорее всего, он это делать не будет. Поэтому нужно включать фантазию и придумывать игры. Большинство игр придумываются на ходу, они связаны с любимой игрушкой ребёнка или построены по сюжету его любимого фильма.

В работе с детьми важна мера. Важно не переиграть, иначе ребёнок перевозбудится и не будет ничего делать. Важно, чтобы ребёнку не было больно на занятии, иначе на следующем он будет ждать боли и не будет ничего делать.

У шестилетнего Андрея ДЦП. Его мышцы постоянно напряжены так, что он не может сам повернуться и сесть. До центра он занимался ЛФК, там его растягивали через боль. В начале наших занятий, как только он видел кушетку, мышцы сокращались ещё сильней, он начинал кричать и сопротивляться. Пришлось потратить не одну неделю, чтобы он понял, что занятия ему помогут, а не причинят боль.

Эрготерапевт

Елена Григорова

Эрготерапевты занимаются восстановлением повседневной деятельности. Выбирая навыки, которые необходимо восстановить первым делом, мы рассматриваем те, которые помогают улучшить движение, чувствительность, внимание, взаимодействие с близкими.

Основные задачи эрготерапевта — ограничить чрезмерную опеку родителей и пошагово вовлечь ребенка в выполнение сложных действий. Вот пример работы с Ириной и ее мамой. У Иры левосторонний гемипарез, сниженное равновесие в положении стоя. Она легко отвлекается от выполнения задания, из-за этого делает все очень медленно. Ира не успевает умыться и почистить зубы сама из-за нетерпеливости мамы.

В начале работы мы предложили следующую реабилитационную цель: через недели Ира будет умываться самостоятельно, стоя у раковины с поддержкой — поясом. Сначала поддерживающий ремень позволил «выключить» маму из процесса. А после практики использования двух рук и тренировки равновесия с физиотерапевтом Ира начала умываться сама.

Эрготерапевт Елена Григорова учит Бориса навыкам самообслуживания. Фото: Дмитрий Стеценский

Логопед (специалист по глотанию)

Екатерина Усенкова

В детской неврологической патологии мы часто сталкиваемся с нарушениями глотания, дыхания и речи. Вся медико-логопедическая практика с детьми основана на играх. У трехлетней Сеяны после удаления опухоли головного мозга отсутствовали голос, самостоятельное дыхание и спонтанная речь. Была диагностирована дисфагия (нарушение глотания) тяжелой степени выраженности. Сеяна дышала через трахеостому, ее кормили с помощью назогастрального зонда. Передо мной стояла задача, чтобы Сеяна дышала через естественные дыхательные пути, потому что при длительном ношении трахеостомы голос и самостоятельное глотание могут не вернуться. Занятия мы начали с игры Микрофон.

Я ставила на трахеостому голосовой клапан и просила Сеяну на выдохе произнести звуки (А, И, У), слово «мама». После этого на трахеостому надевалась заглушка. Сеяна самостоятельно вдыхала через нос и выдыхала через рот, произнося короткие предложения. Начинали мы с нескольких минут и довели до 24 часов нахождения с заглушкой. Так, поступательно, ребенок научился дышать сам и после месяца занятий мы сняли трахеостому. Вернулся голос: звучный, хорошей наполняемости. Вскоре Сеяна начала самостоятельно есть.

Нейропсихолог и психолог

Ксения Воронина

В реабилитационной команде центра психолог играет синтезирующую роль и может помочь другим специалистам повысить эффективность занятий. После полного обследования нейропсихолог понимает, какие трудности есть у ребенка: нарушение внимания, памяти, мышления, пространственные нарушения. Например, совсем недавно у нас была девочка Саша. После диагностики у неё выявились проблемы с памятью и чтением. Мы скорректировали работу Саши с другими специалистами — на занятиях с физическим терапевтом она стала бросать мячики и при этом запоминать слова. А на эрготерапии читала свое расписание и вспоминала время занятий.

Кроме того, детские нейропсихологи занимаются коррекцией эмоциональных и поведенческих проблем. Пятилетний Максим никак не хотел заниматься, плакал и убегал с занятий. Мы придумали для него дневник, в который после каждого занятия все специалисты приклеивали жетон в виде его любимого героя. В конце недели эти жетоны суммировались и Максим обменивал их на просмотр мультиков. Поведенческие проблемы были решены с помощью более значимой мотивации.

Медсестра

Наталья Базаджи

Основная роль медицинской сестры заключается в том, чтобы обучить родителей манипуляциям, которые им придется самим делать дома. Вместе с родителями мы санируем трахеостому, вводим катетер в мочевой пузырь и кормим ребенка через назогастральный зонд или гастростому. К каждому маленькому пациенту нужно найти подход: мы отвлекаем детей от неприятной медицинской манипуляции с помощью игрушек, картинок или занимательного рассказа. Обтираем и моем тяжелобольных детей, подбираем средства по уходу. Часто задача медсестер и ухаживающих — дать возможность родителям ненадолго оставить ребенка в надежных руках и выпить чашку кофе, отдохнуть. Им важно набраться эмоциональных и физических сил для дальнейшей реабилитации.

Коррекционный педагог

Ольга Жукова

Помощь коррекционного педагога требуется детям с разными диагнозами: ДЦП, задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, слабослышащим детям, детям со слабым зрением. Коррекционный педагог проводит диагностику и ставит задачи по коррекции, находясь в тесном взаимодействии с врачами и психологами. Методики моей работы включают упражнения на развитие логического и пространственного мышления, различных видов памяти, способностей к удержанию внимания.

Например, как мы тренируем память и развиваем пространственное ориентирование с Соней. Соне 5 лет и у нее ДЦП. Сначала мы поможем зайцу выбраться из лабиринта. Потом построим для него дом из лего. Потом посадим всех зверей в автобус и отправим в путешествие. Я считаю до 5, задача Сони запомнить, кто где сидел. Нет, Соня, за рулем был ёж. Попробуем еще раз?

Материал опубликован в третьем выпуске журнала «Три сестры»

Начните реабилитацию
Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.

Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.

Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных